«Ибо художество есть оплотневшее сновидение»
Павел Флоренский. Иконостас.
Лестница неожиданно поехала вниз, и я провалился в липкое небытиё... перед моим внутренним взором замелькало,… замелькали знакомые лица, прежние события – цветной калейдоскоп времени раскручивался стремительно в прошлое. Болевой шок и потеря сознания – следствие перелома таза, но в тот момент об этом я не знал, а просто переместился в детские годы,… стало очень тепло и уютно. А я и представить себе не мог: всего-то несколько минут обычной, земной жизни могут вместить в себя столько ярких впечатлений из прошлого!
В детстве моими любимыми игрушками были кисточка и карандаш. Я ходил в детский сад, где у меня был друг, который тоже рисовал. Нас почему-то называли Кисточка и Карандаш, причем Кисточкой был я. Мне это было немного досадно – «Ну, да, ведь карандашом можно нарисовать что угодно, а вот кисточкой нет». Так мне тогда казалось. Мне нравилось раскладывать цветные карандаши или мелки по порядку: желтый, оранжевый, красный! И еще у меня был маленький этюдник! Почти как настоящий, он был небольшой, с длинным ремешком. Я везде его носил с собой, через плечо. Его подарил мне папа – он у меня художник.
В мастерской отца я мог находиться часами. С тех пор где-то хранятся пухлые папки рисунков, ведь я рисовал, рисовал... В те годы я предпочитал бумагу и цветные карандаши, либо гуашь. Затем я ходил в художественную школу в Костроме, в любимом городе, где я родился и рос. Позже отучившись в Ярославском художественном училище, служил два года в Советской армии. И вот я стою на пороге Российской академии живописи, ваяния и зодчества.
Помню свою первую встречу с Ильёй Сергеевичем Глазуновым перед вступительными экзаменами в академию. Он смотрел наши работы и, либо допускал, либо нет к поступлению. Подошел и ко мне и сразу отметил мои последние натурные работы. Я их написал уже после окончания училища. «Надо же, выбрал именно те, которые нравятся и мне самому!» - подумал я. «Как зовут, откуда?» – я что-то промычал про Ярославль – «Будет сдавать экзамен, но ни каких поблажек. Не важно, откуда он приехал: хоть из Ярославля, хоть из Крыжополя» – оставил он фразу кому-то из своей многочисленной свиты. В дальнейшем, личные встречи с этим человеком стали путеводной нитью в годы моего обучения Великому ремеслу художника.
И вот я защищаю свой диплом – «Портрет Сергея Рахманинова». Диплом, как нам объяснили – это последняя учебная и первая творческая работа. Позади годы учебы: штудии, копии, пленэры. «Школа – это крылья. Крылья нужны художнику для свободного, творческого полёта» – говорил Илья Сергеевич. Крылья выросли и я полетел.
С тех пор я много внимания уделял живописи с натуры. Любимыми местами были и остаются Костромская глубинка и Подмосковье. Помимо этих мест побывал с этюдником наперевес в Греции, Хорватии, Черногории, Южной Индии.
Годы учебы в портретной мастерской также не прошли даром. Я написал портреты наших известных современников: Владимира Путина и Рамзана Кадырова, Патриархов Алексия II и Кирилла, Владимира Васильева и Александра Зиновьева - они вошли в серию «Судьбы», а так же создал образы известных исторических личностей: Михаила Романова и Александра Суворова, Юрия Долгорукого и Екатерины II, Николая I и Николая II, Елизаветы Федоровны и Сергея Александровича Романовых.
Ценный опыт я приобрел, работая в бригадах художников на монументальных росписях в Храме Христа Спасителя, в Успенском соборе в Дмитрове, в храме Преп. Серафима Саровского в Софрино и в Ново-Иерусалимском монастыре. Эти знания и опыт на протяжении пятнадцати лет я передаю студентам на факультете живописи в стенах родной академии. А за стенами академии в свободном полёте, хватает времени на мастер-классы, пленэры, персональные и коллективные выставки.
Внезапно ощущение боли вернулось, и я очнулся. Теперь я понимаю, как несколько минут обычной, земной жизни могут вместить в себя столько ярких впечатлений! Значит всё что происходит – это Промысел. Эта травма научила меня во всяком событии видеть Смысл и неустанно повторять про себя слова: «Слава Богу за всё. На всё Его Святая Воля!»